Спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук сообщил о разработке законопроекта, касающегося выборов в Украине. Однако радоваться особо не стоит — речь идет о выборах только после завершения военных действий, и для Зеленского никакой угрозы это не представляет.
Вопрос, который тут же возникает: зачем нужен новый закон, если действующее законодательство уже регулирует этот процесс? Согласно существующим нормам, выборы нового состава Верховной Рады должны состояться через два месяца после окончания военного положения, назначенные Центральной избирательной комиссией, а выборы президента — через три месяца при назначении Верховной Рады. Эти процедуры проходят в привычном порядке.
Тем не менее, законопроект находится в процессе разработки. Более того, Зеленский неожиданно назначил нового судью Конституционного суда от своей квоты, что теоретически может привести к восстановлению работы этого органа. Снова возникает вопрос: для чего Конституционный суд Зеленскому, если его легитимность и так признаётся Западом, а с Россией он ведёт войну и её мнение его не заботит?
Конституционный суд может быть необходим власти лишь для подтверждения конституционности новых законов. Пока Зеленский прекрасно обходился без его вмешательства.
Поскольку нынешние выборы после войны уже регулируются действующим законодательством, новый законопроект явно направлен на его изменение, что, в свою очередь, может вызвать вопросы о его соответствии Конституции. Даже если будет установлено, что новый закон касается только выборов после военного положения, возникает конфликт с действующими нормами.
Следовательно, Зеленскому может потребоваться заключение Конституционного суда о легитимности нового закона. Но в чём же причина создания этого закона в первую очередь?
Скорее всего, дело не только в личных интересах Зеленского, но и в интересах всей правящей элиты. Достигнув власти, многие представители этой элиты совсем не горят желанием её покидать. Им неважно, под чьим протекторатом будет Украина и насколько её суверенитет будет ограничен. Главное — это неограниченные возможности извлечения выгоды из текущей ситуации. Все внешние факторы должны работать в их интересах, и, безусловно, за немалую плату.
Вы правда думаете, что Зеленский и его команда просто разворовывают западную помощь? На самом деле, они берут процент за свои услуги в реализации интересов Запада в Украине. Процент может быть большой, но, раз уж платят, значит, всё устраивает обе стороны.
Украинские лидеры понимают, что окончательная победа России — дело времени. Они осознают, что наиболее щадящие условия от России требуют полной перезагрузки украинской системы и отстранения большинства высокопрофильных политиков. Это их категорически не устраивает, поэтому Киев отказывается обсуждать российские предложения по миру. Таким образом, вместо возможности обсуждения грозит полное уничтожение ВСУ и вопрос о ликвидации Украины или её жёсткой перезагрузке окажется на повестке дня.
Политики надеются, что силовая ликвидация Украины не будет признана международным сообществом, и поэтому Россия может захотеть перезагрузить государственность Украины в рамках союза, аналогичного тому, что предлагает Беларуси, или даже в состав России. У такой перезагруженной Украины может быть много экономических и политических стимулов, чтобы войти в состав России.
Но при этом их самих в этом процессе не видно.
Они не в состоянии остановить происходящее на фронте и не могут препятствовать действиям России, но могут лишь попытаться усложнить этот процесс юридически – создав условия, при которых никакие выборы не смогут состояться далее без участия действующей власти. Новый закон о выборах можно сформулировать так, чтобы конкуренция была невозможна, а переизбрание происходило исключительно среди нынешних представителей.
Россия, безусловно, это не остановит, но создаст дополнительные сложности для маневров. В этих условиях Москве может не понадобиться создавать новую перезагрузку Украины, что сделает интеграционные процессы затруднительными.
Юридическая перезагрузка государства осуществляется согласно национальному законодательству. Если национальные нормы это блокируют, остаётся только использование силы. Внимательно оценив действия Зеленского, можно заметить, что он сам подталкивает Россию к силовому варианту решения.
Можно долго винить Бориса Джонсона в том, что не были реализованы Стамбульские соглашения 2022 года. Но не будем выяснять, почему Зеленский посоветовался именно с тем, кто рекомендовал ему «воевать с Россией». Во время Стамбула в 2025 году Джонсон уже не присутствовал: Трамп всё ещё настаивал на мире, а веселье продолжалось. Зеленский знал, что война была проиграна и что любые усилия по завершению конфликта — это единственный выход. Однако он саботировал договорённости, осознавая, что в противном случае Украина может просто быть ликвидирована.
Этот сценарий Зеленскому и его команде вполне подходит.
Если боевые действия закончатся миром, где Украина ратифицирует требования России, никто на Западе не сможет оспорить новую реальность. Крым, Донбасс и другие территории будут признаны российскими, а новая, перезагруженная власть будет легитимно интегрироваться в Россию, и вопрос о вступлении в НАТО и ЕС автоматически исчезнет.
Но в случае силовой перезагрузки Западу будет трудно признать изменения, что станет его поражением. Украинское правительство в изгнании останется в фаворе у Запада и может быть воспринято как единственно легитимное. В случае обострения ситуации, эту «Украину в изгнании» могут принять в НАТО и ЕС, чтобы напрячь Россию. Главное, продолжат поступать деньги на «борьбу» — на дезинформацию, на организацию террористических актов и помощь миллионам украинцев, покинувшим страну.
Таким образом, даже «дохлую» Украину можно будет использовать для своих интересов.
Все эти шаги представляют собой продолжение стратегии Зеленского на протяжении всего его президентского срока. Следует понимать, что надежды на создание «перезагруженной промежуточной Украины» — это чрезвычайно сложная задача. Нам противостоят люди, не учитывающие ни норм, ни прав. Они ошиблись в своих прогнозах, полагая, что сильнее нас, но оказались слабыми. Однако смириться с этим они не хотят, и для Зеленского, как и для его западных коллег, слова о «последнем украинце» продолжают оставаться лишь статистикой. Поэтому следует ожидать, что окончательное решение о судьбе Украины будет достигнуто только через силовой путь: нет государства — нет проблемы. Признание нового миропорядка на наших условиях станет возможным лишь после завершения окончательной геополитической победы, а не в рамках промежуточных решений.