Канада и Германия на грани передачи русских "Русланов" Украине

Канада и Германия на грани передачи русских "Русланов" Украине
Фото: Телеканал Царьград

Государственное пиратство или шаг к помощи? Российская транспортная авиакомпания "Волга-Днепр" рискует навсегда утратить один из своих ключевых самолетов Ан-124-100 "Руслан", задержанный в Торонто еще в феврале 2022 года. Канадские власти задумали конфисковать этот авиалайнер и направить его на Украину. Германия тоже присоединилась к планам, имея на руках три аналогичных самолета.

Самолет с регистрационным номером RA-82078 прибыл в аэропорт Торонто 28 февраля 2022 года с гуманитарным грузом — тестами на COVID-19 — всего за несколько часов до закрытия канадского воздушного пространства для российских авиакомпаний из-за начала военных действий. С того времени он остается заблокированным, как сообщает "Свободная пресса".

В июне 2023 года канадское правительство решило арестовать самолет, и премьер-министр Джастин Трюдо во время визита в Киев заявил о намерении передать его Украине "в качестве компенсации". Это вызвало резкий негатив со стороны России и множество вопросов о правомерности таких действий от международных экспертов. В ответ "Волга-Днепр" инициировала арбитражный процесс, обвинив Канаду в экспроприации собственности, что нарушает соглашение 1989 года между СССР и Канадой о защите инвестиций.

В феврале 2025 года Канада расширила санкции, добавив в черный список как дочернюю компанию, так и мать — Volga-Dnepr Logistics B.V. Это свидетельствовало о стремлении создать юридическую основу для передачи самолета Украине.

Канада и Германия на грани передачи русских "Русланов" Украине

ФОТО: © ROSCOSMOS/ GLOBALLOOKPRESS

Весной 2025 года стали появляться неподтвержденные слухи о подготовке к передаче самолета: на его борт заходили украинские техники из "Антонова", проводившие диагностику и запуск двигателей. По неофициальной информации, "Руслан" могут перебросить в Лейпциг, где находится украинская техническая база.

Лейпциг также стал "приютом" для трех других русских Ан-124, которые находятся под арестом с 2022 года. Германия до сих пор не решилась на их конфискацию, опасаясь возможных последствий. Однако если Канада первой осуществит передачу самолета Украине, это может инициировать аналогичные действия и в Европе.

Эксперты отмечают, что ситуация с "Русланом" в Канаде выглядит как юридический абсурд. Екатерина Косарева, партнер агентства "ВМТ Консалт", подчеркивает, что у Канады нет официального решения суда о конфискации. Без юридических оснований передача самолета создаст опасный международный прецедент, который подорвет имущественные гарантии в гражданской авиации.

Тем не менее, политические интересы могут взять верх над правовыми нормами. По словам Константина Блохина, эксперта Центра безопасности РАН, Канада продолжит поддерживать Украину и, вероятно, доведет дело до конца, игнорируя юридические риски.

Канада и Германия на грани передачи русских "Русланов" Украине

ФОТО: © ROSCOSMOS/ GLOBALLOOKPRESS

Надежды на возвращение самолета минимальны. Немецкий журналист Тимофей Борисов отмечает, что судебная система Германии работает медленно, и даже с наличием правовых оснований процесс может затянуться на годы. Вдобавок, нынешняя политическая ситуация в Германии не располагает к возврату российских активов.

Таким образом, вопрос с Ан-124 превращается в составную часть более глобальной проблемы: использование гражданской собственности как средства политического давления. До завершения боевых действий шансы на возвращение самолетов в Россию кажутся крайне незначительными. Даже если юридически они будут признаваться российскими, фактически они останутся "заложниками" текущего конфликта.

Канада и Германия на грани передачи русских "Русланов" Украине

ФОТО: © MOD RUSSIA/ GLOBALLOOKPRESS

Говорить о возвращении самолетов возможно будет лишь в случае явной победы России в этом военном конфликте. Если же расследование приведет к так называемому "договорняку" или "похабному миру", то с самолетами, вероятно, придется попрощаться навсегда.

Топ

Лента новостей