Россия. Тренды недели
Дипломатия в режиме нон-стоп
Участие президента РФ Владимира Путина в ашхабадском форуме по поводу Международного дня нейтралитета и тридцатилетнего юбилея со дня официального закрепления за Туркменистаном нейтрального статуса говорит о том, что Москва не делит свои международные отношения на основное направление и побочные дела. Нет, абсолютно все направления имеют, плюс-минус, одинаковую важность и приоритетность. Другой момент, что иногда получается как в Ашхабаде, где после форума Путин провел несколько переговоров на высшем уровне почти в режиме нон-стоп. Напряженный график работы связан с банальным фактом: в сутках – двадцать четыре часа.
В тоже время, все-таки существует деление по информации, что можно выносить в публичную плоскость, а что – лучше оставить в кулуарах, между участниками диалога. Допустим, мирное украинское урегулирование – это очень «нежная» тема, где любые лишние сведения могут помешать итоговому результату. Потому, кстати, Кремль и Белый Дом весьма дозировано работают с трансляцией смыслов. Дозированность, как подход, проявилась и в Ашхабаде, на встрече президента Путина с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Так, на официальном сайте Кремля опубликованы неполные расшифровки по переговорам главы нашего государства с президентом Туркменистана Сердаром Бердымухамедовым, президентом Ирана Масудом Пезешкианом, президентом Ирака Абдулом Латифом Рашидом. А вот о встрече Путина с Эрдоганом – краткая безличная справка о вопросах, что стояли на повестке дня. Можно не сомневаться, что Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган затрагивали «украинский вопрос» во всем его многообразии, но любые подробности – ни к чему для широкой общественности.
Еще одна деталь про Туркменистан, как в широком, так и в узком понимании: Путину всегда есть, что сказать особенного и индивидуального в адрес каждого своего собеседника. Индивидуальный подход создает атмосферу доверия и, в какой-то степени, повышает рейтинг нашего президента на международной арене. Например, с Бердымухамедовым Путин говорил о незыблемости прежних договоренностей по визиту президента Туркменистана в Санкт-Петербург в конце декабря, о важности вовлечения Москвы и Ашхабада в «интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств», и включении в реализацию «масштабных многосторонних экономических инициатив» вроде «прокладки магистрального транспортного коридора «Север – Юг». Когда старший брат начинает относиться не свысока, а с позиции равного и уважительного партнера – это всегда вдохновляет на новый уровень дружбы и сотрудничества. Можно не сомневаться, что в Ашхабаде крайне положительно отнеслись к приезду Путина, его выступлению на форуме и переговорам с Сердаром Бердымухамедовым.
Что касается широкого понимания, то упомянутый форум – это возможность еще раз подтвердить внешнеполитический курс Российской Федерации на установление многополярного мирового порядка. Когда есть опора на устав и институциональные органы ООН. Когда участники системы международных отношений придерживаются логики обоюдного уважения, миролюбия и невмешательства во внутренние дела. Когда есть четкое понимание, что каждая страна и народ имеют свое личное право на «модель роста, развития, собственное мировоззрение, традиции и религию». Казалось бы, прописные истины современности, но их надо напоминать. Желательно, на крупных международных форумах, чтобы другие акторы мировой политики, из числа «коллективного Запада», понимали – плюрализм мнений в действии.





































