Множество иностранных компаний, которые временно покинули Россию, сейчас пытаются найти пути возвращения. Опыт Ariston, успешного воссоединения со своими активами, стал источником вдохновения для многих. Однако эксперты и юристы в области международного права предупреждают: не всем удастся пройти этот путь так же гладко. Ян Мэсси из консалтинговой компании S-RM отмечает, что западным брендам, скорее всего, предстоит столкнуться с новыми сложностями.
Уже более 1500 западных компаний приостановили свою деятельность в России. Среди них — автопроизводители, производители электроники, модной одежды, мебели и косметики. Некоторые компании полностью свернули свои операции, другие распродали активы местным бизнесменам, собрав значительные убытки. Часть игроков выбрала стратегию выжидания.
Ситуация на международной арене меняется: между Россией и США начался диалог, включая вопросы, касающиеся Украины, что может повлиять на западные компании, задумавшиеся о возвращении. Тем не менее, Роберт Эйджи, президент Американской торговой палаты в России, подчеркивает, что треть американских компаний, покинувших страну, утратили право на выкуп своих активов. В свою очередь, по данным Reuters, к марту 2024 года убытки иностранных компаний от ухода из страны могут превысить 107 миллиардов долларов, включая недополученные доходы и списание активов.
Вероятно, они столкнутся с дополнительными трудностями,
— подчеркивает Ян Мэсси из консалтинговой компании S-RM.
Фото: freepik.com
По данным AmCham, американский бизнес вложил в Россию около 100 миллиардов долларов. Потеря такой суммы — это серьезный удар, как отмечает Эйджи.
Тем не менее, в России продолжают работать сотни компаний, включая французскую сеть Auchan и итальянскую Benetton Group, занимающуюся производством одежды.
После успеха Ariston, когда власти вернули компанию обратно, в Европе разгорелись горячие дебаты. Финансовые издания сообщают, что неподтвержденные делегации ряда сырьевых трейдеров и инвестиционных банков уже побывали в Москве. Эксперты считают, что наибольшие шансы на возвращение имеют те компании, которые временно передали управление партнерам из России, не распродав все свои активы.
Ярким примером может служить McDonald's, который переродился в сеть «Вкусно — и точка». Новый владелец приобрел рестораны быстрого питания за символическую цену, но в соглашении предусмотрена возможность обратного выкупа в течение 10-15 лет при выполнении определенных условий, поясняет Надежда Капустина, профессор экономической безопасности и управления рисками в Финансовом университете.
Бренды Zara и Bershka продолжают пользоваться популярностью в стране, и эксперты полагают, что ситуация в сегменте масс-маркета пока наиболее благоприятная.
Местные марки, такие как 12storeez, Lime, SELA и HENDERSON, еще не успели завоевать широкую популярность и наладить надежную логистику. Однако, себестоимость их продукции высока, и многие из них зависят от фабрик в Средней Азии и Китае. Гиганты масс-маркета, как HM и Zara, без труда восстановят свои позиции,
— уверен эксперт в области управления бизнесом и генеральный директор компании «Фрикейк» Виталий Панов.
Наименее болезненным вариантом возвращения для компаний станет тот, кто заранее оговорил «право первоочередного выкупа» и передал свой бизнес в доверительное управление. Реструктуризация с долгосрочной арендой магазинов, фабрик и офисов, а также сохранение возможностей для дальнейшего займа или рефинансирования помогут минимизировать потери при ослаблении санкций и изменении регуляторных рисков. Однако, в конечном итоге, все будет зависеть от политической воли и целесообразности.
Ситуация с Ariston служит хорошим примером. Указ о временной национализации компании президент Путин отменил 26 марта. Почти год Ariston находился под управлением одной из структур «Газпрома».
Итальянские чиновники с тревогой следили за тем, как год назад Кремль захватил бизнес, а теперь Москва завершила внешнее управление без принудительной продажи, вернув компанию ее владельцам, сообщает Financial Times.
Фото: freepik.com