Душевные разговоры: внимание родителей важнее технологий

Душевные разговоры: внимание родителей важнее технологий
Фото: РесБаш

Здоровье ребенка – это не только физическая форма, но и психическое состояние. Физические недуги обычно обращаются к врачам вовремя, тогда как с психикой дело обстоит гораздо сложнее.

О современных вызовах детской психотерапии рассказали эксперты: главврач детского отделения Республиканского психотерапевтического центра РБ, кандидат медицинских наук Алексей Байдалин и врач-психотерапевт Анна Зарудий.

— Как родителям распознать, что пора показывать ребенка психотерапевту, и обращаются ли они к вам своевременно?

Алексей Байдалин: Многие родители боятся обратиться за помощью к психотерапевтам, считая, что это станет стигмой. Например, иногда приводят детей в возрасте пяти-шести лет, когда уже довольно поздно для исправления недостатков, таких как задержка речи или проблемы с общением. Чаще всего мы слышим, что они ждут, пока ребенок «сам научится». Но если в два года уже видно отставание, это сигнал серьезных проблем, и не стоит стесняться визита к специалисту. Чем раньше вы обратитесь, тем быстрее и проще можно это решить.

Анна Зарудий: Важно помнить, что мы не ставим на психиатрический учет и ваши данные не передаются никому. Некоторые родители боятся, что, обратившись к врачу, их ребенок не сможет получить права в будущем. Но гораздо важнее своевременная помощь, чтобы ребенок смог развиваться и общаться.

— Изменяются ли виды патологий, с которыми сталкиваются детские психотерапевты?

А. Б.: Да, нынешние поколения отличаются от предыдущих, и их проблемы тоже. Родители передают своим детям свои навыки и привычки, и нам нужно адаптироваться. Сейчас мы видим, что появились новые группы детей с поведенческими расстройствами и аутоагрессивным поведением. Если раньше основным запросом были задержки в речевом развитии, сейчас на первые роли выходят поведенческие расстройства.

— Каковы проявления таких расстройств?

А. Б.: Основные симптомы — это гиперактивность и дефицит внимания. Ребенок не может сосредоточиться, часто не слушает, не понимает, что от него требуют. Это может быть связано с неправильной работой определенных участков мозга, и наша задача — помочь ему улучшить эту связь и восстановить баланс. Для этого мы применяем комплексный подход с привлечением различных специалистов, включая логопедов и психологов. В год мы помогаем около тысячи детей.

— Увеличилось ли количество детей, которые начинают говорить в возрасте трех-четырех лет?

А. З.: Да, и эта тенденция растет. На это влияет много факторов: экология, занятость родителей, а также состояние здоровья во время беременности.

— Возможно ли справиться с такими расстройствами полностью?

А. Б.: Мы всегда стремимся довести ребенка до среднего уровня, чтобы он мог полноценно взаимодействовать и принимать решения. В некоторых случаях может потребоваться более глубокая работа с узкими специалистами.

— Когда вы понимаете, что ваша работа принесла плоды?

А. З.: Результаты часто видны не сразу. Мы наблюдаем прогресс, когда дети начинают успешно общаться, развиваются и растут. Основная работа всегда проходит с родителями: нужно объяснять, учить и направлять.

Все начинается с семьи. Однажды я услышала от мамы, что современные родители «забросили» своих детей на время, когда уделяют внимание телефонам вместо общения. Вместо того чтобы проводить время с ребенком, много говорить и создавать совместные активности, они просто отдают ему гаджет, а потом не знают, как его забрать. В итоге возникают конфликты, и дети приходят к нам с зависимостью. Но у кого сейчас нет проблем с технологиями? Начать нужно именно с себя — показывать пример.

А. Б.: Если родители «падают» в телефоны после работы, а детям говорят этого не делать, то возникает недопонимание. Дети воспринимают примеры поведения взрослых больше, чем слова. Если они видят, как родители заботятся друг о друге и общаются, то и сами учатся выстраивать отношения. Важно учитывать, что в семьях с конфликтами это может стать нормой для ребенка.

— Как помочь ребенку расти с душевным здоровьем?

А. З.: Все старое и доброе работает без изменений: любовь, забота, доброта, понимание и доверие.

А. Б.: Важным фактором является совместное времяпрепровождение — будь то игры или прогулки, главное — чтобы вся семья была вовлечена в это. Когда у детей возникают психические проблемы, их решение всегда должно проходить в команде: родители и врачи должны работать вместе, а ребенок — стремиться к развитию и улучшению.

Топ

Лента новостей