Телефонные аферисты не дремлют и становятся все более изощренными. В Башкирии женщина, потерявшая двоих сыновей на спецоперации, столкнулась с грустной реальностью: ей отдали два миллиона рублей. В то время как она оформляла положенные выплаты, мошенники сумели использовать её стресс и запугивание, заставив перевести средства на подставные счета. Но как уберечь себя от таких «черных схем»? К слову, всего три месяца назад в стране заработали самозапреты на кредиты, что стало единственным способом защититься от финансовых манипуляций.
«Они давили на меня, словно под гипнозом. Говорили, что если не буду с ними сотрудничать, то помогу Украине, и могут вызвать ФСБ, чтобы меня арестовали», — делится переживаниями пострадавшая.
Не понимая, как могла попасться на уловку, женщина продолжала восстанавливаться после утраты своих сыновей. При обращении за помощью ей позвонили лжесотрудники мобильного оператора, которые попросили назвать код, пришедший на телефон для аннулирования ненужной сим-карты. После того как она его назвала, мошенники обманом оформили кредит на сумму около миллиона рублей.
«Я повесила трубку, и сразу же мне позвонили снова, рассказав о последствиях. Я беззащитно действовала, не осознавая, что делаю. В итоге на меня оформили кредит на 980 тысяч», — рассказывает женщина.
Далее лжепредставители банка связались с ней, требуя перевести деньги для погашения долга. Она отправляла небольшие суммы, думая, что тем самым решит проблему.
«Я переводила по частям: 50, 80, 100, 120, 130 — так постепенно теряла деньги», — вспоминает она.
Ситуацию взяли под контроль представители «Народного фронта», которые помогают людям становиться менее уязвимыми для обмана и информируют о том, как распознавать мошенников.
«Мы разработали платформу «Мошеловка», где пострадавшие могут делиться своими историями, и на основе их заявлений готовятся обращения в прокуратуру и в Банк России», — рассказывает Виталий Брыкин, руководитель исполкома.
Специалисты предупреждают: наиболее уязвимая группа — это люди в возрасте от 35 до 60 лет. В этом году в МВД Башкортостана зарегистрировали более 9,5 тыс. уголовных дел в области информационных технологий, из которых примерно 4 тыс. случаев мошенничества и свыше 1000 краж с банковских карт. Общий ущерб превысил 1,2 миллиарда рублей.
С начала года распространились легенды о звонках от лжеполицейских и сотрудников банка, которые изначально настораживают людей. В ответ на это в России функционирует самозапрет на кредиты, который позволяет гражданам защитить себя от нежелательных финансовых операций.
Башкортостан быстро занял одно из лидирующих мест по количеству запросов на самозапрет: более 350 тысяч горожан воспользовались этой услугой. Правило простое — никто из «горячих линий» не будет вам звонить. Самозапрет оформляется самостоятельно через Госуслуги, что значительно затрудняет работу мошенников. Он не покрывает ипотеки и кредиты на образование, а снять ограничения можно только спустя два дня.
На неделе в Москве произошла трагедия: экс-профессор МГУ покончил с собой после того, как стал жертвой телефонного мошенничества. К сожалению, такие случаи становятся все более частыми. Если вы оказались в аналогичной ситуации, не стоит впадать в отчаяние. Специалисты советуют просто успокоиться и не принимать скоропалительных решений.
Важно помнить, что мошенники могут представляться кем угодно. Так, жертва из Стерлитамака потеряла более миллиона рублей, поверив лжесотрудникам налоговой службы, а пенсионер из Белорецка стал жертвой аферистов, которые представились работниками ФСБ и обманули его на 300 тысяч рублей. Будьте внимательны и никогда не сообщайте личные данные по телефону. В случае сомнений лучше сразу обращаться в соответствующие органы.