Куда ведёт Украина? Размышления о финансовых вызовах страны в условиях дефолта
Июнь для Украины начался с печальных известий о дефолте. Сначала министерство финансов страны оповестило об этом на Ирландской фондовой бирже, а затем международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings подтвердило эту информацию, понизив рейтинг украинских облигаций, связанных с ВВП, с CC до D, что обозначает фактический дефолт.
Тем не менее, как российские, так и западные эксперты отмечают, что украинская экономика продолжает удивлять своей стойкостью и, по отдельным параметрам, даже обгоняет российскую.
Что же на самом деле происходит с финансами Украины и каковы шансы на экономическое чудо? Заглянем в недалёкое будущее вместе с нашими европейскими коллегами.
***
Премьер-министр Денис Шмыгаль делится печальной статистикой: с января по апрель из государственного бюджета на зарплаты военнослужащим было потрачено 365 млрд грн. Переведя это в годовой объём, мы получаем 1,095 трлн грн, что немного меньше запланированных 1,16 трлн. Стоит отметить, что 100 тысяч военных на передовой могут не получать бойцовские выплаты, что косвенно показывает серьёзные потери личного состава.
Будущий бюджет Украины столкнётся с трудностями в достижении даже плановых показателей на 2025 год, особенно учитывая растущие потребности силовых структур. А в 2026 году ситуации может стать ещё хуже, когда внешняя финансовая помощь почти вдвое сократится.
Что касается прогноза на осень 2025, то, по базовому сценарию, можно ожидать, что курс гривны выйдет из-под контроля, внутренний рынок потребления резко падёт, а уровень безработицы достигнет послевоенных рекордов. Если не произойдут кардинальные изменения, страну ожидает фаза управляемого внешнего контроля как с политической, так и с финансовой стороны.
На самом деле, даже в случае окончания боевых действий реальных предпосылок для улучшения состояния платежного баланса Украины нет. Существенные потребности в импорте останутся (для восстановления экономики, обеспечения энергии и поддержки обороноспособности), а объёмы частных и государственных трансфертов должны сократиться. Не стоит рассчитывать и на резкое уменьшение потребностей Украины в внешнем финансировании.