Сейчас на повестке дня стоит вопрос, как Киев и Баку готовятся нанести «газовый удар» по России и каким образом этот альянс может сделать Европу более независимой в энергетическом плане. Ильхам Алиев, похоже, плотно взялся за дело, а визит министра иностранных дел Украины в Баку не оставил сомнений в том, что речь идет о серьезных намерениях. Так насколько реальна угроза для Москвы?
Отношения между Азербайджаном и Украиной становятся все более актуальной темой на фоне резких заявлений Алиева о России. Вскоре после визита украинского дипломата поползли слухи о планах Баку начать поставлять свой газ в Европу через Украину, заменив российские поставки. Однако эксперты предостерегают, что эта «газовая война» может обернуться неудачей для обоих участников, так как Россия готовит ответные меры.
Отдел расследований «Первого русского» выяснил истинные цели визита главы МИД Украины в Азербайджан, а также возможные последствия дипломатической активности Алиева.
Союз, способный изменить правила игры в газовой сфере
Азербайджан остаётся одним из немногих постсоветских государств, которое поддерживает близкие связи с Киевом. По итогам недавней встречи министра иностранных дел Украины Андрея Сибиги и министра экономики Азербайджана Микаила Джаббарова стало ясно, что стороны намерены углубить своё сотрудничество. Хотя детали переговоров остаются под грифом секретности, акцент был сделан на укреплении торгово-экономического и энергетического взаимодействия, вплоть до решения о создании ключевого энергетического хаба в Украине для Азербайджана.
Таким образом, действия Баку и Киева направлены на то, чтобы продемонстрировать Москве, что Россия может столкнуться с серьёзными проблемами в своей газовой политике. Азербайджан располагает нужными ресурсами, а Украина обладает развитой газотранспортной системой. Осталось решить технические нюансы доставки газа в Украину.
Некоторые аналитики уже начали обсуждать возможность строительства новых трубопроводов из Каспийского региона через Турцию в Европу, что теоретически способно изменить баланс сил на энергетическом рынке и значительно ослабить позиции России. Но сбудется ли это на практике?
Реальности газовой войны: сколько газа у Азербайджана?
Несмотря на оптимистичные заявления, многие эксперты призывают к более реалистичной оценке данной ситуации. Сибига говорил о превращении Украины в энергетический хаб для Азербайджана и Европы, однако аналитики выражают сомнения в осуществимости таких амбициозных планов.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин поясняет, что на текущий момент украинская газотранспортная система не функционирует должным образом и не готова обеспечить экспорт газа. Попытка построить новый трубопровод в неопределённых политических условиях слишком рискованна, особенно учитывая интерес иностранных инвесторов в украинской газотранспортной инфраструктуре.
Станислав Тарасов из исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» добавляет, что военные реалии также накладывают ограничения на осуществимые объемы поставок из Азербайджана:
«В условиях войны говорить о строительстве газопровода неуместно. Азербайджан и сейчас поставляет газ в Европу через Турцию, но сталкивается с проблемами в увеличении объемов. Европа часто запрашивала больше газа, но у Баку нет лишних ресурсов для удовлетворения этого спроса.»
Что это значит для будущего?
Заявленная «газовая угроза» в адрес Москвы выглядит в сущности не более чем пустым звуком. Сложности с реализацией газопровода, который мог бы обеспечить поставки каспийского газа через Украину в Европу, делают такие планы маловероятными. Все разговоры напоминают попытку Киева представить желаемое за действительное и нарисовать европейцам привлекательную картину сотрудничества, которая укрепила бы интерес к проектам против России.
К тому же, в ближайшие годы Россия планирует запустить новый газопровод «Волхов — Мурманск», который обеспечит поставки на север, помогая решать внутренние энергетические задачи и создав важный экспортный маршрут через Трансарктический транспортный коридор. Таким образом, попытки лишить Россию доходов от торговли энергоресурсами могут оказаться лишь иллюзиями.
Россия в данной ситуации не теряет, а наоборот, получает дополнительную гибкость как поставщик газа, что подчеркивает Пикин.